Студенты одного из престижных университетов изучали Вторую Мировую войну, предпосылки ее возникновения и уроки, которые нужно извлечь из последствий такого грандиозного уничтожения человеческих ценностей.
У студентов возник естественный вопрос, почему достаточно образованный народ Германии пошел на поводу у относительно недалекого лидера, и не протестовал против тех бесчеловечных принципов, появившихся при Гитлере?
Старший преподаватель кафедры истории решил не вступать в бесконечную полемику со студентами, но предложил им практический эксперимент для демонстрации причин силы нацизма времен Третьего Рейха.
Студенты с оптимизмом согласились, и эксперимент начался…
Следующий день был полностью поглощен лекциями о дисциплине и абсолютной необходимости ее при стремлении к высоким целям. Студенты услышали множество примеров известных людей, добившихся высот в своей области исключительно благодаря максимальной организованности и дисциплине. Это были отнюдь не военные деятели. Спортсмены, музыканты, политики, актеры, ученые, медики – об этих людях преподаватель рассказывал на пяти парах лекций. Студенты добросовестно конспектировали яркие биографии выдающихся людей, проникнувшись необходимостью подчиняться порядку и требованиям руководителей.
Придя в аудиторию на следующий день, студенты начали учиться солидарности. При этом было заметно, что на лекцию не опоздал ни один из слушателей, а зайдя в лекционный зал, все аккуратно раскладывали письменные принадлежности и не отвлекались на посторонние разговоры. Преподаватель рассказывал молодежи о важности осознания единой цели и стремления ее достичь не в одиночку, а коллективно, понимая, что такое их идеал и конечная точка всех усилий.
Когда лектор предложил совместное скандирование речёвки «дисциплина-цель-победа», студенты, не задумываясь дружно начали повторять за ним эти три слова. После нескольких скандирований учитель предложил дополнить процесс жестом приветствия, предложенным одним из инициативных студентов. Все согласились, и очередные скандирования сопровождались своеобразным взмахом руки сверху вниз.
Когда, на следующий день, преподаватель истории сообщил студентам, что для участия в следующей стадии эксперимента нужно уйти с лекций по другим дисциплинам, его коллеги с изумлением отметили очень низкую посещаемость лекций по ведущим предметам. Студенты в тот день получили примитивные членские билеты участников «Активной фазы», даже не задумываясь, откуда взялось это странное наименование того, что происходило в аудитории. Преподаватель попросил тех, у кого номера билетов оканчивались на единицу, остаться после занятий для дополнительных заданий по эксперименту.
Задания заключались в добровольном доносительстве на своих товарищей, которые не одобряли эксперимент и отзывались о нем скептически. Ни один из студентов с таким билетом не отказался от «почетной» миссии.
На следующий день лектор рассказывал учащимся о том, что идеи, которые они начали продвигать в университете – наиболее прогрессивные и значимые, эти идеи потянут за собой коренное изменение в системе образования и те, кто сейчас стоят у истоков революционного движения, займут самые значимые должности в научных советах и других структурах, связанных с образованием. Также было озвучено, что противники идей будут с позором изгнаны и лишены каких-либо возможностей заниматься наукой и преподаванием в дальнейшем.
В пятницу наступил заключительный день эксперимента. Студенты уже не помнили о том, для чего он был начат. Кроме курса, который начал эксперимент, к «Активной фазе» подключились слушатели параллельных факультетов. Университет просто гудел, как растревоженный улей. Получить членские билеты считалось большой удачей, а те, которые оканчивались на единицу – вдвойне. Огромная аудитория дружно скандировала «дисциплина-цель-победа», стоящие рядом студенты следили за товарищами, насколько активно те выкрикивают «заветные» слова и жестикулируют.
Понаблюдав за студентами некоторое время, преподаватель, затеявший все это, вдруг задал вопрос, а чем они лучше тех нацистов, которые начинали свое движение в становлении власти Гитлера?
Студенты были в шоке. Всего за пять дней они пришли ко всеобщему повиновению и абсолютной управляемости какой-то мифической идеей «Активной фазы». Никто не возразил и не задумался, что это такое, и зачем проводятся те или иные манипуляции их поведением и сознанием.
Активность студентов резко упала до нуля, из аудитории выходили подавленные молодые люди, осознавшие, насколько легко они поддались тому, за чем могут последовать любые другие направления их активности и действий.
Вопросов преподавателю о том, почему так произошло в нацистской Германии, больше никто не задавал.